Monday, July 22, 2019

Маленький мальчик по крыше гулял...

... крыша закончилась, мальчик упал,
долго смеялись собаки и кошки
как шевелятся глаза у лепёшки

А это моя крыша, и я с неё тоже падал


Но главное не в этом, а в том, что это самый большой рукожоп-проект, за который я когда-либо брался, и шансы велики что он таковым и останется. Он ещё недоделан, но уже очень близко.
Всё началось давно, года 4 назад, когда у нас вдруг протекла композитная крыша. Мы даже не знали что она течёт, пока какой-то мастер, вызванный по совсем другому поводу, не ткнул нас на неприметное пятно в углу. Пришлось быстренько накрывать поражённое место тарпом и вызывать мастера. Мастер, конечно, русский - они ведь лучше всех и никогда не обманывают. Мастер полазил по крыше и сказал нафиг вам менять - я тут подлатаю чуток и она ещё лет 10 простоит. Ну ок - $600 за ремонт всяко лучше $12K квоты за замену (и, забегая вперёд, она бы больше оказалась), ударили по рукам, мастер приехал с инструментом, провозился на крыше и все остались довольные. До следующего дождя, т.к. нихрена не изменилось - как текло так и продолжало течь. Мастер опять приехал, глянул на болото в стоках (они у нас интегрированные были, и оказывается их чистить надо!), сказал что в этом и есть причина и свалил. Осушение стоков не помогло, ну а мастер перестал отвечать на звонки. Долго я ему звонил, пока не задолбало. Обидно, конечно - не из-за текущей крыши (тут я понимаю, что найти вялую дырку - это тыкать пальцем в небо), а из-за отношения к клиентам - если бы он честно сказал что да, не получилось, надо менять - он бы нам и менял, благо мы давно на это настроились. А так получилось очередное подтверждение что если хочешь что-то сделать хорошо - делай это сам.
Так вот и решился делать сам. Ещё в те времена, когда я был полным рукожопом-ботаником и мучал добрых людей какую пилу купить - циркулярную или лобзик (ответ: нужно минимум 3 циркулярных и один лобзик). Причём чё там, раз пошла такая пьянка, то делать не банальную композитную, которую раз в лет 20 надо менять, а на пожизненную металическую. И понеслось. Вернее потянулось. Вроде как работа и не сложная, но на каждом шагу как-то всё не по маслу идёт - то не привезут чего, то железо вдоль ножницами только на пол-метра разрезать удалось, то лобовую доску перекрутило. Ну и при всей простоте штука ну очень времяза тратная. Ну и делаем для себя же - чтобы на всю жизнь хватило, углы не срезаем.  Так вот года три и прошло - миллион шурупов и пол-миллона заклёпок.





Само железо класть легко, подготовительная работа - вот что занимает кучу времени. У нас ещё была замена интегрированных стоков на нормальные обыкновенные (мне ещё сайдинг потом подгонять придётся), подрезка стропил, замена части фанеры, переделывание вентиляции в конёк. Плюс ещё колхоз в нестандартных местах (которые нигде не описаны). Спустя три года осталось совсем чуток - докрыть конёк (с одним рукожопныи местом в стыке двух крыш) и изоляция (flashing) трубы. И вот я, спустя пол-лета в этом году, наконец-то залез наверх и разобрал временные укрытия и установил вентиляционные ленты и примерил сам конёк



Сейчас пойдёт пара дюжин нудных заклёпок, и всё - это сторона окончательно доделана. На неделе постараюсь дойти до рукожопного места, а там буду колозить - в таких местах главное, чтобы вода туда не попадала, или на худой конец, если и попадает, то сразу же куда-нибудь стекает. Если хоть чуток задержится - обязательно протечёт.
Из прелестей такой крыши - считается вечной (обычно служит дольше самого дома). Все шурупы спрятаны под самой крышей, ржаветь особо нечему. Очень лёгкая по сравнению с композитной. Ну и в дождь превращается в настоящий водный аттракцион, сила трения, наверное, опускается ниже нуля. Я на таком аттракционе два раза прокатился - один раз накладывали швы (от страха хватался за острую кромку), второй просто свалился на деку, отдышался и полез обратно. Так что привязываться обязательно, ну и нужно было больше якорей ставить.
По затратам - самый дешёвый вариант на наш дом - композитная (асфальтовая) - $6K если класть поверх старой. Нормальный вариант - $12K базовая (снять-положить другую, самые дешёвые материалы), причём всякие фигни типа замена фанеры, переделка стоков и пр. ещё бы тыщ на 5 получилось (в одной из квот замена листа фанеры было $60, мысль "да вы там охренели там все" сыграла свою роль в решении делать самому). Металлические начинаются от $25K. У меня железного материала вышло около $9K, плюс фанера-доски-прочие мелочи догнали бы до $10K.

Но самое полезное в этой крыше - я из ботаника-полного рукожопа превратился в матёрого ботаника-рукожопа с золотыми руками. И осознал, что "I can do anything. I can't do everything".


11 comments:

  1. Ага, правильный вопрос, песенка совсем не про крышу....
    Ну Миша...Ну герой! Уважуха полная!!! Удивил ты меня этой работой. Вырос как сильно! Я всегда говорил что нет мужиков которые что-то не умеют, есть те кто хотят что-то делать и наоборот...
    По ходу, металл обычно режут шлейфмашиной тонким диском (современные кровельщики) а ножницами только подрезают.
    Да и цены....я уже отвык, здесь все это значительно дешевле. Ну это и понятно.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Вот я уже ничего не хочу делать. Хочу такой маааленький домик, можно на колёсах. На маааленьких колёсиках (а лучше без них - ещё ж накачивать надо будет).
      Резать метал болгаркой прямо противосоветано в официальном мануале к крыше (вроде из-за нагрева - в этих местах начинает сходить краска). Продаются электроножницы по металу, счастье всего за $50 (у меня теперь такие https://www.youtube.com/watch?v=2gUlcW2bnGc)

      Delete
    2. А так да - глядя с сегодняшнего дня для меня это была чистой воды авантюра. Но главное ввязаться - самое плохое - пришлось бы нанимать тех же мастеров делать всё заново

      Delete
    3. Хорошие ножницы, когда машинка твоя реально тебя достанет, они тебе очень пригодятся :)

      Delete
    4. Все режут шлейфмашиной и здесь и в Австралии, но в Австралии потупив глаза, а здесь похер...

      Delete
  2. Надо было тебе у нас на даче стажироваться :) Однако цены на железо... Или там алюминий? Какая площадь крыши?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Нет, обыкновенная сталь, 26Ga ~ 0.4 mm (ещё разок прокатать - и получится фольга). В действительности сами панели не такие уж и дорогие, вот всякие кривые-гнутые элементы вокруг - вот это чуть ли не на вес золота. Плюс я ещё всё покупал в Home Depot (=Баннингс, что в России - не знаю), знающие крышоделатели небось в более рыбных местах затариваются. Ну и сейчас бы я выбрал другого производителя - попроще (пусть даже кое-где саморезы торчат).
      Площадь крыши - примерно 200м2.

      Delete
  3. Еще вопрос, если зимой бывает ниже 32F, то где располагается бутерброд для перепада температуры? Я вижу под металлом дерево без вентиляции и там в простом случае ох как мокро в такой ситуации. Это решается супер пропитками или еще как-то?

    ReplyDelete
    Replies
    1. На фото пленка, специальная кровельная, мне также делали, по ней конденсат скатывается за стены.

      Delete
    2. Да, водозащитная плёнка (однако от дождя не защищает - спросите как я узнал). Но смысла большого я в ней я не вижу - хоть железо и не ровное (чтобы компенсировать тепловое расширение), объём воздуха там мизерный, фанера бы с таким легко справилась. Вентиляция под железом в действительности по возможности заблокирована - по краям крыши прокладывается уплотнитель чтобы защитить от загона воды ветром (я с одной стороны её забыл - тссс, никому не говорите).
      Для асфальтовых крыш плёнка имеет чуть больше смысла - при ветре они могут отгибаться, давая доступ воде. Народ, да и сами крышеделатели уверены, что от этого водостойкость крыши в целом повышается и прослужит дольше - да хрен там. Если основной материал потёк, то всё - немедленно бежать менять, underlayment только усложнит диагностику.

      Delete
    3. Если класть металическую выпуклую черепицу, то там да - воздуха больше, может и нужно. Ещё есть системы, которые кладут на рейки - там, думаю, тоже нужно. В моём случае железо практически ровно лежит на подложке, плёнку положил потому что манул говорит делай (зачем - не говорит), и думал что можно будет тарпом на зиму не закрывать.

      Delete